ПРОБЛЕМЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА
Около 10 млрд. долларов США – таков предполагаемый объем вложений России в ближайшие годы в развитие нанотехнологий. Около 5 млрд. рублей из этой суммы будет направлено в корпорацию «Роснанотехнологии». В результате к 2015 году, по оценкам экспертов, Россия должна иметь не менее 3% мирового рынка нанотехнологий. Суммарная оценка средств, извлеченных от продажи нанотехнологичной продукции – 900 млрд. рублей. Экспорт российских нанопродуктов через семь лет должен вырасти с 4 до 180 млрд. рублей. Об этом было заявлено 10 сентября на круглом столе «Проблемы инновационного развития Сибири и Дальнего Востока» в рамках V Байкальского экономического форума. Круглый стол проходил под председательством главы Комитета Совета Федерации по образованию и науке Хусейна Чеченова. В работе принял участие 101 человек.
По росту ВВП Россия к 2020 году должна войти в пятерку мировых лидеров, заявил статс-секретарь, заместитель министра образования и науки РФ Юрий Сентюрин. Для примера, по данным корпорации «Роснанотехнологии», сейчас Россия входит в мировую «низшую лигу» по развитию нанотехнологий (в одной группе с Бразилией и Австралией). В высшей лиге – Корея, Германия, Тайвань. В нишевых лидерах – Швеция, Израиль. Переломить эту ситуацию можно только за счет развития национальной инновационной системы.
В качестве примера активной работы над «развитой инновационной инфраструктурой» Российской Федерации Юрий Сентюрин привел федеральные законы «О передаче технологий» и «О патентных поверенных», которые на весенней сессии Госдумы прошли первое чтение. Он заявил, что работа по этим двум документам будет завершена до конца осени. Законопроект «О передаче технологий» уже сейчас называют «прорывным», поскольку впервые НИИ получают право на продажу на открытых конкурсах технологий, которые были созданы по госзаказу, отметил эксперт. Впрочем, не все разделяют оптимизма Минобразования. Депутат Госдумы Сергей Колесников, который участвовал в разработке по крайне мере 18 инновационных законопроектов, считает, что «по закону о передаче технологий технологии передать невозможно», поскольку основной контроль все равно остается за государством. Эксперт заявил, что ко второму чтению федерального закона готовы поправки, которые сделают его работающим.
Миннауки считает, что за последние годы правительство РФ приняло ряд решений, которые ослабили налоговое бремя для НИИ и предприятий, реализующих инновационные технологии. Так, с 0,5 до 1,5% увеличились нормативные отчисления предприятий на НИОКР, при налогообложении не учитываются средства, которые получены по грантам на внедрение инновационных технологий, Российская Академия Наук получила ряд прав на распоряжение собственностью. Юрий Сентюрин заявил, что в ближайшее время Минобразования намерено добиться внесения поправок в налоговый кодекс. В первую очередь для предприятий, которые созданы на основе государственного и частного партнерства. В планах – снижение для инновационных предприятий ставки ЕСН, введение льгот по земельному налогу, освобождение от налога на добавочную стоимость по операциям на приобретение научного оборудования.
Правительство РФ готово вложить в ближайшие четыре года не менее 250 млрд. рублей в развитие фундаментальных исследований. Между тем, ситуация парадоксальна – в России нет юридического понятия «инновации», поскольку все варианты федерального закона «Об инновационной деятельности» или не дошли до Госдумы, или же так и были «погребены» в федеральном собрании. Юрий Сентюрин сообщил, что при правительстве РФ до сих пор работает межведомственная группа, однако решения не принято. Называются разные варианты – от создания «инновационного глоссария» (документа, который даст основные понятия и терминологию) до полного отказа от закона об инновациях как такового и создания федеральной программы. Депутат Сергей Колесников напомнил коллегам, что авторы инновационного законодательства даже попытались «почесать правое ухо через левую ногу» и создали модельный закон об инновационной деятельности для СНГ, однако этот документ не был учтен при разработке нового закона.
Сергей Колесников отметил – пока Россия «носится» с законом об инновациях, в США уже есть готовый инновационный кодекс, который можно было бы взять за основу. Депутат считает принятые недавно нормативно-правовые акты о венчурном инвестировании и особых экономических зонах «крайне неэффективными», поскольку их жесткие рамки отпугивают бизнес. Отсутствие федерального закона практически уничтожило региональное инновационное законодательство, отметил Колесников. Такие законы приняты в 50 субъектах, однако из-за постоянного реформирования субъекты в 2007 году чуть было не лишились прав на управление инновациями.
В Иркутской области о новом законе об инновациях можно будет говорить только в 2009 году. Как сообщил заместитель директора Департамента предпринимательства, инноваций, науки и высшей школы Иркутской области Василий Щербак, закон будет пересматриваться в следующем году, как и другие нормативно-правовые акты объединенного субъекта. В стадии разработки находится и программа инновационного развития региона, которая предварительно оценивается в 121 млн. рублей. Пока же расходы на научные разработки в бюджете региона весьма скромны – 10 млн. рублей на конкурс инноваций и 5 млн. рублей – на научно-исследовательские разработки. В Томской области, где закон действует девять лет, а новый был принят две недели назад, доля наукоемкой продукции в общем объеме производства – 18%. На первый миллиард долларов по данному виду продукции регион вышел в 2007 году. Как заявил вице-губернатор Томской области Владислав Зинченко, шесть последних лет в Томской области работает программа модельного инновационного развития. Ежегодно в регионе регистрируется около 500 патентов, 10% из которых выходят в «глубокую проработку» предприятий. Только в 2007 году было создано 47 стартовых инновационных предприятий. Сейчас в Томской особой экономической зоне 25 резидентов, и с этого года стали заявляться иностранные резиденты.
По словам Василия Щербака, сегодня в Иркутской области около 85% инновационных разработок внедряются за счет собственных средств компаний, и основными игроками на инновационном рынке являются крупные предприятия. «Основная поддержка, которую мы намерены оказывать на первом этапе – субъектам малого и среднего предпринимательства, - заявил Василий Щербак. – К примеру, программа развития малого и среднего предпринимательства Иркутской области оценивается в 54 млн. рублей». По словам Щербака, программа предполагает создание гарантийных фондов, что даст толчок развитию инноваций.
В Иркутской области есть своя амбициозная идея, которая при грамотном менеджменте позволит войти в крупный федеральный нанотехнологический проект. Как заявил старший инновационный менеджер корпорации «Роснанотехнологии» Кирилл Фролов, корпорация начинает работу с регионами. Основная задача корпорации «Ростехнологии» - финансовая поддержка проектов в области наноиндустрий, которые находятся на высокой стадии коммерциализации. И основной приоритет – регионы. Эксперт считает, что пока «Роснантехнологии» не «вскрыли» субъекты, и те заявки, которые поступают – «верхняя часть айсберга».
На поддержку «Роснанотехнологий» может претендовать проект Иркутского государственного технического университета (ИрГТУ) – «Байкальский центр нанотехнологий», который на круглом столе презентовал ректор ИрГТУ Иван Головных. Сейчас создан консорциум – ИрГТУ, Институт геохимии им. Виноградова СО РАН, Лимнологический институт СО РАН, Институт систем энергетики им. Л.А. Мелентьева СО РАН, Иркутский филиал института лазерной физики СО РАН. Проект реализуется при содействии администрации Иркутской области. По словам Ивана Головных, проект уже имеет несколько наработок в области наноразмерных материалов и технологий. Так, существует технология производства высококачественного нанобетона, на базе Института химии созданы нанобикомпозиты, которые в перспективе могут заменить антибиотики, ведутся исследования реакционной способности наночастиц, фотонных кристаллов и магнитных наночастиц. Ожидается, что в консорциум «Байкальского центра нанотехнологий» войдут вузы Забайкалья и Бурятии, тогда проект выйдет на уровень нанотехнологического кластера Восточной Сибири и получит высокие шансы на участие в финансировании по линии «Роснанотехнологий». Проект должен быть запущен к 2010 году.