ПРОБЛЕМЫ ОХРАНЫ ОЗЕРА БАЙКАЛ И РАЦИОНАЛЬНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ НА БАЙКАЛЬСКОЙ ПРИРОДНОЙ ТЕРРИТОРИИ. ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СОЗДАНИЯ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО ТИПА
Две важные темы обсуждались на круглом столе № 7 «Проблемы охраны озера Байкал и рационального природопользования на Байкальской природной территории», который прошел в рамках V Байкальского экономического форума. Одна – охрана озера Байкал, другая – рациональное природопользование на Байкальской территории, в частности при строительстве туристско-рекреационных зон.
Организаторы: комитет Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды, Государственная Дума РФ, Министерство природных ресурсов РФ, Федеральное агентство водных ресурсов, Федеральное агентство по туризму, Служба по охране природы и озера Байкал Иркутской области. На круглый стол собралось много ученых, представителей общественных организаций, бизнес-сообщества, власти Иркутской области, Республики Бурятия, Забайкальского и Алтайского краев.
Как подчеркнул во вступительном слове член комитета Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды Бато-Жаргал Жамбалнимбуев, необходимо глубже осмыслить все действия по отношению к Байкалу, сделать все возможное для его сохранения. По словам сенатора, нормы российского права, включающие вопросы, имеющие непосредственное отношение к охране озера Байкал, регламентируются более чем тридцатью федеральными законами; полномочия по данным вопросам имеют около 20 федеральных ведомств различного уровня, координация которых неудовлетворительная. Созданная Межведомственная комиссия по охране озера Байкал не смогла взять на себя данные функции, подчеркнул Бато-Жаргал Жамбалнимбуев. На круглом столе, помимо прочего, были определены пробелы в федеральном и региональном законодательстве, связанном с охраной и освоением Байкала.
ОХРАНА ОЗЕРА БАЙКАЛ
Сейчас на Байкале сохраняется естественный уровень загрязнения, ни один современный вид флоры и фауны не был утрачен, рассказал директор института географии им. Сочавы СО РАН Александр Антипов, но серьезные экологические риски все равно существуют. Например, только Ангаро-Черемховская агломерация ежегодно выбрасывает 10 тыс. тонн вредных веществ в атмосферу. Разумеется, нельзя забывать о состоянии Селенги – крупнейшей реки, впадающей в Байкал, и сбрасывать со счетов Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат. Александр Антипов обратил внимание участников круглого стола на увеличение числа лесных пожаров в водоохранной зоне Байкала (всего в этом году в Иркутской области тайга горела на площади около 1 млн. га). Дикий туризм также отказывает разрушительное воздействие на экологию Байкала, как и строительство турбаз без соблюдения всех установленных природоохранным законодательством норм.
Директор Лимнологического института Михаил Грачев подчеркнул, что сейчас на первый план выходит проблема замусоренности побережья Байкала. Кроме того, на экологию озера плохо влияют следующие факты: все 400 судов сбрасывают фекальные воды в Байкал; главная промысловая рыба – омуль – не охраняется; запуск замкнутого водооборота на БЦБК не решает проблемы загрязнения комбинатом Байкала и т. д. «В России – дикое природоохранное законодательство, которое нужно менять, - говорит авторитетнейший ученый-лимнолог. – Например, необходимо устранять нормы ПДК вредных веществ, как это сделано в цивилизованной Европе. Нужно не концентрацию снижать, а уменьшать объемы выбросов вредных веществ! »
На российской и монгольской части водосборной территории Байкала есть ряд угроз безопасности уникальной экологической системе озера, рассказал руководитель управления водных ресурсов озера Федерального агентства водных ресурсов Валерий Молотов. Среди российских угроз были названы следующие: вынос загрязняющих веществ со стоком Селенги, возрастающее влияние северного промышленного узла на экосистему озера, разрушение береговой линии и прибрежной полосы озера Байкал, сбросы сточных вод и утечки загрязняющих веществ с промплощадок предприятий, прежде всего Байкальского ЦБК и Селенгинского ЦКК, увеличение туристической нагрузки и т. д.
В бассейне Байкала наибольшую площадь занимает водосбор реки Селенга – 82%, из которых две трети территории приходится на Монголию. В этой стране активно приступают к развитию водохозяйственного комплекса, планируется строительство четырех гидроузлов, 20 водохранилищ, нескольких оросительных систем, модернизация очистных сооружений на семи крупных промышленных объектах. За последние годы в монгольской части бассейна реки Селенги зафиксирован значительный рост промышленности, поэтому необходимо уделять повышенное внимание международному сотрудничеству России и Монголии в области охраны и использования трансграничных вод, подчеркнул Валерий Молотов. Сейчас запускается проект ПРООН/ГЭФ «Сотрудничество в целях снижения воздействия сверхтоксичных веществ и органических загрязнений посредством комплексного управления водными ресурсами бассейна озера Байкал», цель которого заключается в разработке модели комплексного управления водными ресурсами бассейна Байкала.
Необходимо ускорить принятие международной конвенции по охране Байкало-Хубсугульской территории, заявил представитель министерства природных ресурсов Республики Бурятия. Подписать такой документ должны Россия, Монголия и ЮНЕСКО. А три региона – Иркутская область, Республика Бурятия и Забайкальский край – обязаны разработать и утвердить программы экологического воспитания и образования.
Иркутская область планирует обратиться в правительство РФ с инициативой принятия комплексной схемы развития Байкальской природной территории, сообщила руководитель Службы по охране природы и озера Байкал администрации Иркутской области Евгения Пуляевская. Кроме того, по ее словам, в регионе нужно проводить экологический менеджмент, запускать проекты экологического страхования предприятий, добиваться увеличения инвестиций в экологическую модернизацию.
В федеральный закон «Об охране озера Байкал» необходимо внести серьезные изменения, так как он содержит много отсылок на документы, которые не существуют, и частично устарел. С предложениями и поправками в Совет Федерации могут обращаться ученые, представители бизнеса и общественности, региональные власти, заявил член Комитета СФ по конституционному праву Евгений Тарло.
СТРОИТЕЛЬСТВО ТУРИСТИЧЕСКИХ ЗОН НА БАЙКАЛЕ
Работа по созданию особых экономических зон туристско-рекреационного типа на Байкале идет не так быстро, как хотелось бы, незаметна активность и бизнес-сообщества, заявил член комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Ильдар Гималетдинов.
По словам заместителя руководителя Федерального агентства по управлению ОЭЗ Дмитрия Федоткина, строительство двух турзон на Байкале идет по плану. Республика Бурятия уже опередила Иркутскую область. Там в будущем году начнется непосредственное строительство объектов инфраструктуры в Турке и Песках, проект прошел государственную экспертизу и уже есть потенциальные резиденты, которые тоже готовы начать строительство в 2009 году. Для инвесторов предусмотрены значительные налоговые льготы, например, аренда земли в первые пять лет обойдется в 75 раз дешевле, чем обычно. Дмитрий Федоткин также отметил, что иркутский и бурятский бизнес не проявляет большого интереса к турзонам, но пока площадки «держат» для местных предпринимателей.
Заместитель руководителя сообщил, что вся внутренняя инфраструктура турзон будет делаться на государственные деньги – федеральные и региональные. В целом на иркутскую турзону понадобится примерно 4,6 млрд. рублей, половину из них придется изыскать в бюджете Иркутской области. Например, решено, что к 2012 году на государственные средства будет заасфальтирована дорога, ведущая из Иркутска в Большое Голоустное. Инвесторы, по словам Дмитрия Федоткина, должны прийти уже на готовую площадку. Однако, по словам вице-спикера Законодательного собрания Иркутской области Геннадия Истомина, ОАО «Особая экономическая зона» не использовало 100 млн. рублей, выделенных ей из бюджета Иркутской области в 2008 году. Пока неизвестно, будут ли внесены средства на строительство инфраструктуры турзоны в бюджет региона на будущий год. Республика Бурятия, как депрессивная территория, должна вложить собственных средств гораздо меньше, чем Иркутская область.
В первую очередь туристско-рекреационная зона в Иркутской области будет строиться в поселке Большое Голоустное, а лишь после имеет смысл включать в нее Слюдянский район и Малое море, заявил заместитель руководителя Федерального агентства по управлению ОЭЗ Дмитрий Федоткин. Изменение границ турзоны потребует внесения изменений в постановление правительства России, проведения новых конкурсов. Впрочем, агентство готово рассматривать предложения регионов по включению новых участков в границы турзон.
Это высказывание федерального чиновника вызвало возражения у региональных властей. Необходимо строить турзоны там, где уже есть налаженная инфраструктура, сложился устойчивый туристический поток, заявил заместитель губернатора Иркутской области Владимир Пашков. По его словам, «у бизнеса есть реальный интерес к Слюдянскому и Ольхонскому районам».
Вице-спикер Законодательного собрания Иркутской области Геннадий Истомин заявил, что региональные власти все-таки будут добиваться изменений в постановлении правительства России, которые бы позволили расширить границы иркутской турзоны. «На пустом месте, как в Большом Голоустном, развивать туризм очень долго и дорого, особенно если учитывать дефицитность бюджета Иркутской области. Нужно использовать уже имеющуюся на Байкале инфраструктуру. Дикий туризм на Малом море приносит большой ущерб природе, нужно его упорядочить, в чем помогло бы создание здесь турзоны. А в Слюдянском районе уже сейчас успешно развивается зимний туризм, работает горнолыжная база, принимающая ежедневно в сезон по 300-400 человек», - сказал Геннадий Истомин. По его мнению, Иркутская область отстала от Бурятии, потому что с самого начала не было определено точное место строительства туристической зоны. Сначала, напомним, рассматривалась Листвянка, но потом выяснилось, что там нет свободных площадок, на которых можно строить.
Руководитель агентства по туризму Республики Бурятия Людмила Максанова рассказала, что отдельно можно развивать региональные турзоны, для этого необходимо добиться изменений в закон об ОЭЗ. В Бурятии уже определены семь площадок для создания кластерных турзон регионального значения.
ИТОГИ
В целях обеспечения системного подхода к решению проблем развития Байкальской природной территории было принято несколько рекомендаций для разных уровней власти.
В частности, Федеральному Собранию Российской Федерации рекомендовано разработать и принять проекты федеральных законов «Об экологическом страховании», «Об экологическом аудите», «О плате за негативное воздействие на окружающую среду», «О водоохраной зоне озера Байкал», а также сформировать правовые нормы для восстановления самостоятельного статуса экологической экспертизы и введения в российское право обязательной экологической экспертизы крупных проектов относительно объектов всемирного наследия. Кроме того, подготовить изменения в Уголовный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях, предусматривающие дифференцированные наказания за преступления и правонарушения, наносящие вред озеру Байкал.
Правительству Российской Федерации рекомендовано разработать проект федерального закона «Об объектах всемирного наследия», который должен ввести нормативное обеспечение правового статуса, обоснования, поддержания и управления объектами всемирного природного наследия. Провести оценку во взаимосвязи границы центральной экологической зоны, водоохраной зоны озера Байкал и запрещенные виды деятельности на соответствующей территории. Провести нормирование качества окружающей среды и воздействия на нее, ориентированного на снижение выбросов и сбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и водоемы за счет внедрения малоотходных и ресурсосберегающих технологий. Разработать и утвердить федеральную целевую программу «Управление отходами производства и потребления на территории БПТ» и многое другое.
Органам государственной власти Иркутской области, Забайкальского края, Республики Бурятия рекомендовано разработать и утвердить региональные целевые программы «Управление отходами на территории БПТ», внедрять на территории БПТ крупные инфраструктурные проекты по модернизации системы обращения с отходами потребления на основе государственно-частного партнерства, разработать и утвердить законодательно методику расчета ущерба окружающей среде и недропользования.
Российской Академии наук рекомендовано провести идентификацию ценностей, которые необходимо охранять или сохранять в границах объекта, соответствующего параметрам «универсальной всемирной ценности».
Как подчеркнул Бато-Жаргал Жамбалнимбуев, все пожелания, высказанные участниками круглого стола, войдут в список официальных рекомендаций, который будет размещен на сайте Байкальского экономического форума.