10.09.2008, Газета "Копейка", Иркутск
Ольга Татарникова
Кузнецы, собравшись в "Тальцах", напомнили нам о старинном ремесле
Праздник огня и металла завершился в архитектурно-этнографическом музее "Тальцы". Фестиваль, заявленный как первый международный, посетили жители области, иностранные туристы, а также участники БЭФа. Причем гости не только посмотрели, как работают мастера, но и сами с большим удовольствием ковали что-нибудь на память - гвозди, подковы, крючки.
Кузнечное дело - одна из самых древних профессий. Без мастера, который мог бы выковать подкову, гвоздь, скобу, да что угодно, в свое время не обходилась ни одна деревня. Со временем ремесло стало уходить в небытие, но спохватились мужики и организовали кузнечный фестиваль. Случилось это в 1986 году в Подмосковье. Вот так за двадцать с лишним лет добрался праздник и до берегов Байкала.
На приглашение иркутских мастеров откликнулись 30 кузнецов со всей России. К сожалению, проблемы с визами не позволили приехать в Сибирь иностранным ремесленникам. Поэтому фестиваль можно назвать международным с оговоркой.
Вокруг небольшой поляны в "Тальцах" установлены горны с углем-коксом, огонь поддерживают электрическими поддувами. В старину меха тянул, как правило, один из учеников мастера. Зато тисы, наковальни, кувалды не претерпели каких-либо изменений, они такие же большие и тяжелые - под сильные мужские руки. Не зря кузнецы со стажем запросто гнули подковы. Это вам не модный ныне бодибилдинг - игра пустыми мышцами.
Восторгу зрителей не было предела! Заготовка в руках мастера словно пластилиновая, за несколько приемов она превращается в диковинную вещицу - например, канделябр или фрагмент ажурной решетки. Да что решетка - мастера соорудили настоящую русскую печь, с самоваром и кованым сапогом для раздувания углей. На металлический подсолнух словно только что присела бабочка - тоже из металла.
Многочисленных зрителей фестиваль привлек еще и тем, что каждый желающий мог сам выковать себе вещицу на память. Правда, фантазия дальше кочерег, гвоздей и крючков не шла. Не считая пуговицы, которой точно сносу не будет.
- Бей, бей смелее, пока горячо, - командным голосом наставляет учитель мальчишку лет двенадцати, который изо всех сил колотит по раскаленному железному пруту - будущей кочерге. - Точнее, еще точнее, вот так!
Павел Сливка - молодой кузнец. Любовь к металлу у него в крови: дед, отец и старший брат - все мастера. Первый раз попал в кузницу во втором классе. Три года готовился к поступлению в медуниверситет, но, окончив школу, пришел в мастерскую и решил остаться у наковальни.
- Невозможно создать две одинаковые вещи, в этом вся прелесть, - объясняет Павел. - Этот резной горн я сделал специально для фестиваля, все четыре ножки у него разные. В этом и выражается неповторимость ручного труда, уникальность вещей, сделанных мастером. Такая работа требует уважения.
На память о фестивале в "Тальцах" останется фрагмент крестьянской избы с печкой. Здесь же лежит толстый кот, очень похожий на чеширского. В углу избы паук поймал в свои сети муху. Возле дома стол, на нем - бадья с ковшом. На крыше примостилась мудрая сова в очках. В углу - паутина... Даже не верится, что все это из металла.
Праздник кузнечного мастерства планируют проводить в "Тальцах" каждый год. А значит, изба будет пополняться новыми экспонатами.