Ру  En

 



 

Капитал не по Марксу

02.09.2008, Газета "Байкальские вести" 

Арнольд Ларионов

Главным ресурсом, лимитирующим развитие региона, стали не полезные ископаемые, а люди

Можно придумать любые экономические проекты. Можно разработать самые сложные и эффективные технологии. Можно написать самые совершенные и гуманные законы. Но все это не будет иметь смысла, если некому будет реализовывать проекты, использовать технологии и жить по законам. Человек, как ни банально это звучит, мера всех вещей, главная ценность и главный ресурс любой территории.

"Приоритеты развития Сибири и Дальнего Востока: демографическая политика, здравоохранение, трудовой потенциал" - такая тема будет предложена на обсуждение участникам V Байкальского экономического форума. 25 августа чиновники, эксперты и журналисты провели генеральную репетицию дискуссии и - по общему впечатлению - сумели обсудить практически все аспекты проблемы.

Нас все меньше

Если оценивать перспективы Иркутской области с точки зрения демографии, то есть несколько точек зрения, отличающихся друг от друга цифрами, но не общими печальными выводами.

Официальные цифры, предложенные в форме информационной справки, таковы: на начало 2008 года население области составляло 2,507 млн человек, что на 6,1 тысячи меньше, чем на начало 2007 года. Есть также точка зрения демографа, главного специалиста Фонда регионального развития Иркутской области Константина Григоричева, который в недавнем интервью заявил, что уже к январю 2007 года население области составляло 2,379 млн человек.

Предметом большой гордости для чиновников стал тот факт, что в первом полугодии в области впервые за 17 лет отмечен естественный прирост - количество родившихся было на 204 человека больше количества умерших. Прирост рождаемости составил 13 процентов, смертности - всего 0,6 процента.

Радоваться хочется, но особо нечему: демографы объясняют прирост рождаемости тем, что в подходящий возраст вошли женщины, родившиеся на последней советской волне демографического роста. Долгой эта волна не будет, максимум ее хватит на несколько лет, а потом качели рождаемости пойдут вниз.

Хотя в официальных выступлениях прирост рождаемости связывают с так называемым материнским капиталом, по здравому размышлению поверить в это трудно. В самом деле, что сейчас можно приобрести в городе (а население России все больше концентрируется в городах) на 300 тысяч рублей? В Иркутске - 6 метров квадратной площади, в Усть-Илимске - 24.

Из 18 тысяч умерших в 2008 году более половины всех случаев, 9146 смертей, приходится на болезни кровообращения, 2,1 тысячи - на новообразования, 1030 - болезни органов дыхания. Почти на 10 процентов выросло количество смертей от несчастных случаев (445 человек), зато резко, на 21 процент, сократилось количество отравлений алкоголем (174 случая), на 11 процентов - количество самоубийств (589 случаев).

Если из общей статистики выделить трудоспособное население, картина изменится в худшую сторону: общая смертность выросла на 12 процентов, причем количество смертей от инфекционных болезней увеличилось на 37 процентов, от туберкулеза - на 35 процентов. Самая высокая смертность по районам и населенным пунктам была в Свирске, Черемхово и Нижнеудинском районе; самая низкая - в Усть-Илимске, Саянске, Казачинско-Ленском, Ольхонском, Усть-Кутском и Баяндаевском районах. Средняя продолжительность жизни в области немного превышает 60 лет.

Население области сокращается и за счет миграционного оттока: за первое полугодие из области уехало 18 779 человек (на 2,4 процента меньше, чем за аналогичный период 2007 года), приехало 16 990 человек (на 0,37 процента меньше). Итого - минус 1789 человек в первом полугодии 2008 года и минус 2185 - за тот же срок 2007 года.

Досадно, что уезжают не в дальние края в погоне за невиданной экзотикой, а в соседние регионы, расположенные к западу от Иркутской области.

Перекопать дороги и разобрать шпалы!

Пресловутый "западный дрейф" населения России (при котором жители восточных регионов перебираются все дальше на запад и оседают по большей части в Москве, Санкт-Петербурге и окружающих столицы областях) стал первой и едва ли не главной темой для обсуждения. Все выглядит настолько мрачно, что даже оптимист по должности, первый заместитель губернатора Юрий Параничев, открывая заседание круглого стола, заметил: "Наша задача - прекратить или хотя бы сократить миграционный отток с территории области".

Процесс зашел очень далеко, а что делать - непонятно. Вероятно, привлечь к обсуждению специалистов разного профиля было наиболее правильным решением: если федеральные программы не справляются с лечением хронических заболеваний, а рожать больше, по подсчетам демографов, некому и все равно это не поможет, то на миграцию можно влиять с помощью экономических, политических и административных рычагов. Осталось только разобраться, почему же все-таки уезжают.

Руководитель агентства по молодежной политике Игорь Иванов довольно долго говорил о том, как молодежь выбирает место жительства, анализировал ее экономические и социальные предпочтения, но к тому моменту, когда нужно было сделать выбор, пришел исключительно к проблеме жилья.

Жилищный вопрос, испортивший, по меткому выражению Воланда, москвичей, иркутскую молодежь просто похоронил под чиновничьими методиками. Из 18 тысяч молодых семей Приангарья на участие в федеральных и муниципальных программах могут претендовать не более 4 тысяч. Одно из требований к потенциальным участникам - собственные доходы семьи: величина эта расчетная для каждого населенного пункта, и для города Иркутска, например, квадратный метр считается по 30 тысяч рублей. В 2007 году область получила 11,8 млн рублей и занимала 44-е место в стране по уровню бюджетного финансирования программ строительства жилья для молодежи, в 2008 году поднялась на 16-е место - за счет привлечения средств муниципалитетов и увеличения участия федерального бюджета (в 9 раз). Огромная работа позволит улучшить жилищные условия для 300 семей; в 2007 году было около 70.

Участники круглого стола практически сразу поставили Игоря Иванова в тупик, задав банальный вопрос: а как быть оставшимся 14 тысячам семей? А как быть одиноким молодым людям? Внятного ответа добиться не удалось. Господин Иванов заявил только, что молодежь у нас хорошая и, судя по проведенным опросам, на первое место среди жизненных ценностей ставит семейные. Правда, при этом на 8 тысяч браков приходится 6,1 тысяча разводов - а это значит, что ценности - это одно, а реальная жизнь - совсем другое.

Руководитель компании "Новый город" Александр Битаров, как один из ответственных за строительство жилья на территории области, сразу отбил брошенный ему "мяч" и заявил, что проблема не в строительстве, а в отсутствии достойных рабочих мест с приемлемой для молодежи заработной платой. Комплекс проблем строительного бизнеса прекрасно известен, и нет нужды повторять его еще раз, но господин Битаров по крайней мере обозначил свое видение решения проблемы: необходимо создание пула структур и организаций с широким участием государственного капитала. Компания господина Битарова готова даже строить социальное жилье под государственный заказ - при условии снятия ограничений и определенной поддержке в организационном плане.

Помимо экономического участия требуется и участие политическое - все органы власти должны быть едины в порыве борьбы за интересы области, в конечном счете - за интересы населения. При всем уважении к господину Битарову, проще перекопать дороги и разобрать рельсы, положив тем самым бегству граждан материальный барьер...

Курица или яйцо?

Разумеется, заработная плата как фактор, сдерживающий миграцию, очень важна. Но кого ни спроси - все утверждают, что достойная зарплата может быть при соблюдении нескольких условий: вы не бюджетник, вы работаете в добывающей отрасли и - на новом предприятии. Молодежь отчего-то так не считает и норовит пристроиться пусть на небольшую зарплату, но так, чтобы особенно не напрягаться.

Если поставить человека перед выбором - сидеть в офисе (пусть даже охранником) или работать на производстве, выбор очевиден - то-то у нас рабочих дефицит, а охранников избыток. При таком стечении обстоятельств новым производствам появиться трудно: потенциальный инвестор, если он всерьез и надолго, оценивает не только залежи полезных ископаемых и энергообеспеченность, но и количество потенциальных работников.

Безработица в Иркутской области неуклонно сокращается и составляет сейчас всего 1,7 процента, причем распределенных очень неравномерно: чем дальше на север и глубже в сельскую местность - тем больше незанятых рабочих рук, в крупных городах, напротив, на многие вакансии приходится брать мигрантов.

Без привлечения иностранцев можно было обойтись, если бы граждане, в соответствии с обычными законами рыночной экономики, могли без труда переезжать из региона в регион, производительность труда была бы выше или они, по крайней мере, жили дольше и сохраняли бы трудоспособность до установленных в законе сроков. Увы, атавизмы советской системы в виде прописки и регистрации по месту жительства, помноженные на, мягко говоря, неадекватную работу органов Федеральной миграционной службы, не позволяют жителю Рязани спокойно собрать свой скарб и перебраться в погоне за длинным рублем (читай - "достойным уровнем заработной платы") куда-нибудь в Усть-Илимск или Нерюнгри.

Факторов, сдерживающих трудовую миграцию, очень много. Назовем лишь несколько: безумные цены на внутрироссийские маршруты авиа- и железнодорожного транспорта; отсутствие сети автомобильных дорог; отсутствие системы средне- и долгосрочного найма жилья. Трудно сказать, возможно ли административными мерами повлиять на создание практически нового бизнеса по строительству и содержанию современного аналога "доходных домов", но пока такая идея властям и в голову не приходила.

Гораздо лучше обстоят дела с повышением - хотя бы на бумаге - качества трудовых ресурсов области и системой переподготовки безработных граждан. Как рассказал участникам круглого стола руководитель службы занятости населения Иркутской области Виктор Макаров, его структура перевыполняет среднероссийские показатели по количеству переученных и трудоустроенных граждан. Намерены поддерживать такой высокий уровень и впредь, хотя трудностей хватает: работодатели уже осознали, что найти квалифицированные руки трудно даже в треугольнике Иркутск - Ангарск - Шелехов, но еще не созрели до того, чтобы платить намного больше даже самому последнему из принятых на работу учеников.

Кстати, предприниматели в частных беседах признают, что готовы бы вкладывать в обучение персонала (особенного такого штучного товара, как сварщики, токари, фрезеровщики, наладчики станков), если б имели гарантии хотя бы возврата этих средств - то есть системы контрактов, позволяющих закрепить обученного работника как минимум на несколько лет. Есть над чем подумать законодателям.

Один из них - депутат Законодательного собрания, заместитель главного врача по родовспоможению областной клинической больницы Наталья Протопопова тоже коснулась в своем выступлении проблемы качества кадров, но - в другом ракурсе. Не секрет, что в советские времена проводились тщательные подсчеты экономических потерь от прогулов, болезней и других причин, связанных с физическим состоянием работников. Сейчас, судя по публикующимся отчетам, эта тема сведена до достаточно узкой проблемы несчастных случаев на производстве, повлекших смерть или инвалидность. А ведь нужно не столько лечить болезни, выводящие из строя жителей области, сколько заниматься их профилактикой - бороться с курением, алкоголизмом, наркотиками и нездоровым образом жизни.

Показушные кампании тут ничего не дадут - нужны либо экономические, либо административные стимулы как для граждан, так и для предпринимателей. Если борьба с табаком худо-бедно (причем худо и бедно - в прямом смысле слова) ведется на федеральном уровне, то принудить работодателей регулярно проводить профилактические осмотры всех сотрудников могли бы и региональные власти. Разумеется, при условии, что они заинтересованы в реализации декларируемых ими планов и проектов... Придется, правда, что-то делать с нашим здравоохранением: госпожа Протопопова честно признала, что после нескольких лет реализации приоритетного национального проекта "Здравоохранение" у нас до сих пор есть населенные пункты без врачей и фельдшеров, а о том, какого качества медицинские услуги оказывают врачи в районных поликлиниках, можно писать длинные книги.

Двухчасовая встреча завершилась пожеланием первого заместителя губернатора Юрия Параничева ко всем участникам формулировать любые предложения на тему демографической политики. Разумеется, некоторые могут оказаться нереализуемыми (такие, например, как запрет на выезд за границу для всех женщин детородного возраста) или контрпродуктивными (как предложение обязать потенциальных инвесторов ввозить на территорию области рабочую силу с перспективой ее закрепления в регионе), но что-то надо делать, и очень срочно.

Если в городах рано или поздно жизнь становится более или менее приемлемой, то в сельской местности всегда будут трудности, связанные с огромным количеством ручного труда, удаленностью от центров оказания высококлассной медицинской помощи и образовательных учреждений.

Отчасти проблему, могла бы решить принципиально новая система воспитания граждан, основанная на возвращении к природе, к традициям, бегстве из грязных и тесных городов. Опыт европейских стран показывает, что такая агитация дает свои плоды - надо только ею заняться. Неплохо было бы проанализировать опыт православных священников (в семьях которых, как правило, больше трех детей) и мусульманских стран (где также рожают и воспитывают намного больше, чем у нас).

Одним словом - есть над чем работать.

организаторы

   

 

оператор

стратегический партнёр

генеральный партнёр

  

партнёр

     

 

генеральный информационный партнёр

    

официальный информационный партнёр

         

информационный партнёр

                

 

ШТАБ БАЙКАЛЬСКОГО МЕЖДУНАРОДНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ФОРУМА:
664050, Россия, г. Иркутск, ул. Байкальская, 279 (здание Байкал Бизнес Центра).
Информационный центр: info@baikalforum.ru