01.09.2008, журнал «Эксперт-Сибирь»
Екатерина Анисимова
Временно исполняющий обязанности губернатора Иркутской области Игорь Есиповский неоднократно делал публичные заявления о том, что главная его задача – ревизия регионального хозяйства: экономики, социальной сферы, системы управления Мало найдется в России областей, которые обладают таким потенциалом (сетью железных дорог, связывающих промышленные центры между собой, запасами полезных ископаемых) и при этом небольшим бюджетом, плюс ко всему – дотационным. «От этого я чувствую огромное удивление и огромное сожаление, – рассказал журналу «Эксперт-Сибирь» Игорь Есиповский. – Принципиально изменить ситуацию к 2009 году не удастся. В будущем году мы ее улучшим, а в течение следующих трех лет сможем выйти на бездефицитный бюджет. Во всяком случае, я себе такую цель поставил и постараюсь ее реализовать».
– Игорь Эдуардович, по каким причинам бюджет промышленной территории оказался дотационным?
– Этому способствует российское законодательство – основные налогоплательщики встали на учет в Москве и Санкт-Петербурге. Влияет на это и применение схем оптимизации выплаты налогов. Толлинговые и процессинговые схемы практически до нуля сводят выплату налогов в местные и областной бюджеты. И это не может нас устраивать. Есть примеры, когда власть в регионах находит общий язык с компаниями и получает недостающие средства в бюджет дополнительными соглашениями. Но я считаю, что это не решение проблемы, а полумеры. Никто нам не мешает выходить с законодательной инициативой по запрету использования таких схем на территории не только нашей области, но и Российской Федерации. Необходимо заканчивать развивать соседние страны, стоит подумать и о себе.
– Вы собираетесь получить дополнительное финансирование за счет уже заключенных соглашений или планируете подписать новые?
– У нас были определенные неконкретные договоренности, которые так же неконкретно выполнялись. Были соглашения конкретные, но недоработанные – вот их мы сегодня и доводим до ума. До конца года соглашения с основными нашими налогоплательщикам будут подписаны, и мы озвучим цифры. Они будут фигурировать в бюджете, поэтому никакой другой возможности использовать эти средства не возникнет – все станет доступно, понятно и прозрачно.
– Каковы ближайшие планы администрации по газификации области?
– Мы должны дождаться ясности в вопросе о том, кто владеет Ковыктинским месторождением. Я надеюсь, что это будет «Газпром». Как только завершится формирование собственников, сразу начнется практическая реализация всех наших газовых проектов. Я бы их разделил на два направления. Первое – газификация поселков, муниципальных образований, районов. Второе – использование газа для расширения возможностей производства и модернизации предприятий, в том числе – под газохимию. Мы были на «Саянскхимпласте» – это один из центров газохимического развития, и мы будем настаивать, чтобы труба шла с севера через Саянск. Такой маршрут позволит запустить нереализованные возможности предприятия. Производство там было построено таким образом, что при небольшой инвестиционной составляющей можно в разы увеличить объем выпуска продукции и задействовать огромное количество людей, которые смогут жить в Саянске, где есть инфраструктура для дальнейшего развития города. Это уникальное место.
– Участвует ли администрация области в переговорах «Газпрома» и «Иркутскэнерго», и появится ли в иркутской энергетике природный газ?
– Сегодня «Газпром» не определился с ценой газа – это главная проблема, из-за которой все и остановилось. Когда они нам посчитали стоимость газа, включая магистральный трубопровод, сумма получилась гигантская. Газ никто брать не будет, даже если его задаром проведут. Сумасшедшая цена, дешевле бензин использовать, причем Аи-98. Это тормозит не только процессы в области, но и газификацию Российской Федерации.
– Администрация Иркутской области объявила об изменении политики по отношению к недропользователям. Какие именно перемены ожидаются?
– Мы очень внимательно изучаем лицензионные соглашения, в этом месяце подготовлен список из 80 лицензий. Будем выходить на федеральный уровень с предложением отозвать лицензии у недропользователей, которые грубо нарушают соглашения. Ранее эта деятельность практически не проводилась, но сегодня мы в рамках своих полномочий ее возобновили. С одной стороны, это позволит упорядочить взаимоотношения наших недропользователей – всех, кто извлекает прибыль на территории Иркутской области, – с самой областью, ее администрацией и муниципальными образованиями. С другой – пополнить бюджет, в том числе за счет НДПИ.
– Отмечают, что успехи в наведении порядка в лесной отрасли куда скромнее.
– Лесопромышленный комплекс – серьезная проблема, которую нам пока не удалось систематизировать и найти принципиальные подходы к решению. Мы официально добываем более 24 миллионов кубометров леса. От 1,5 до 4,5 миллиона кубометров в год воруется. Расчетная лесосека составляет порядка 57 миллионов кубометров в год, но этот потенциал, к сожалению, на область не работает.
Система лесовосстановления отсутствует: статистические показатели после проверок на местах не соответствуют действительности, по пожарам также идет искажение информации. Наведение порядка в соблюдении законодательства – первая задача, которую мы будем решать. Вторая – глубокая переработка, создание современных предприятий, регистрация их на территории области. Все налоги этих предприятий должны идти в областной и муниципальные бюджеты, а не теряться где-то на дальних просторах России, а то и зарубежья. В ближайшее время нам удастся и в кадровом вопросе разобраться, и определить концепцию, позволяющую навести порядок в этой непростой, но такой необходимой для нашего региона отрасли.
– С помощью каких инвестиционных проектов это будет осуществляться?
– Одними инвестиционными проектами ситуацию не изменить. Сегодня на рассмотрении и в реализации находятся проекты с примерным объемом инвестиций в 57 миллиардов рублей. Есть большие проекты в Тулунском и Зиминском районе, но я говорю о другом. Вы давно летали из Иркутска в Братск? Ощущение такое, что поля пшеничные внизу... Мы этого хотим добиться?! У нас сегодня доходов от лесной отрасли меньше миллиарда рублей в год. Для добычи леса на уровне предыдущих лет нам в ближайшие два-три года необходимо построить около 2,5 тысячи километров лесных дорог. Умножаем на 4 миллиона – получаем цифру, не сопоставимую с нашими платежами в бюджет. У меня вопрос: зачем это надо? Мы бюджетных денег тратим на эти дороги больше, чем получаем доходов. Сможем навести порядок – будем решать, что область сможет сделать хорошего для инвестора, и с чем инвестор сможет прийти в регион, в нашу деревообработку. А потворствовать тому, чтобы и дальше выкашивать все, как косой, не стоит.
– Чего вы ждете от Байкальского экономического форума (БЭФ)?
– БЭФ – мероприятие, на котором будут присутствовать представители федеральных структур, члены правительства, заместитель председателя правительства, руководители федеральных агентств и ведомств. Как их можно иначе всех вместе собрать и презентовать нашу экономическую идеологию? Форум нужен, чтобы продемонстрировать ее большому количеству людей, готовых участвовать в этом обсуждении и принимать предварительные решения. Если делать это обычным путем, я не знаю, сколько нужно бегать по кабинетам и доказывать свою правоту. Мы выставляем более 75 проектов. В том числе по освоению северных территорий, проекты в сфере деревообработки, инфраструктурные проекты, связанные со строительством автомобильных, железных дорог, электросетей.