10.09.2008, Газета "Областная газета", Иркутск
Елена Пшонко
Байкальский форум - явление в экономической жизни Иркутской области далеко не новое. И дело не в том, что он проводится уже пятый раз. Подобные мероприятия имели место и в советское время. Причем проходили с той же периодичностью, что и сейчас - раз в два года. Конечно, сравнивать конференции того периода и БЭФ не совсем правильно - слишком разные эпохи. Но мы все же попытались это сделать с депутатом Законодательного собрания Владимиром Потаповым, который не один год стоял у руля региональной власти в советское время.
- В советское время проводились мероприятия, похожие на БЭФ, но они ставили несколько иные задачи и назывались по-другому - конференциями о развитии производительных сил региона на тот или иной период.
- Что обсуждалось тогда на конференциях, какие задачи ставились?
- Принимались конкретные решения. Допустим, по строительству Иркутского алюминиевого завода или по развитию Усть-Илимского лесопромышленного комплекса. Во времена моего руководства регионом большое внимание уделялось развитию машиностроительной отрасли в Иркутской области. Все это обсуждалось на конференции, а затем принималось решение. Помимо представителей партийной организации и руководства региона в подобных мероприятиях обычно принимали участие специалисты высших учебных заведений и научных институтов.
Сравнивать сегодняшний БЭФ и конференции о развитии производительных сил трудно, потому что структура экономики, как вы знаете, тогда была совсем иной. Частный сектор отсутствовал. Вопросы, касающиеся экономического развития, решались исключительно на государственном уровне. На мой взгляд, это был существенный недостаток той системы. Инициатива регионов тогда носила второстепенный характер. Сейчас все изменилось. Многое зависит от региона, от того, насколько он инициативен. Под лежачий камень вода не течет. Если власть будет активно работать с центром, регион получит государственную поддержку. Примером тому является развитие наших соседей - Красноярского края. Кстати, в советские годы центром новых подходов к экономическому развитию была Иркутская область.
- А какова была масштабность тем и география приглашенных на конференции?
- Мероприятия носили локальный характер и ограничивались только одним регионом. Вопросы, решаемые на конференциях, не увязывались с развитием экономики соседних территорий. В этом отношении Байкальский экономический форум проводится очень масштабно, на нем затрагиваются интересы не только Приангарья, но и всей Сибири, Дальнего Востока, Республики Саха (Якутия), стран Азиатско-Тихоокеанского региона. На мой взгляд, БЭФ постепенно развивается. По значимости и представительству международных экономических структур мы сегодня приблизились к Санкт-Петербургскому экономическому форуму. И нынешний БЭФ отличается от предыдущего, который проходил в 2006 году. До этого с трибун звучали в основном лозунги и призывы. На нынешнем форуме рассматриваются конкретные проекты.
- Вы знаете, на прошлом форуме тоже говорили нечто подобное, а в результате многие презентованные проекты канули в Лету.
- Новое руководство региона совершенно четко определилось с первостепенными задачами и с будущим развитием Иркутской области. Допустим, сегодня уже конкретно обозначен проект создания Северо-Сибирского индустриального пояса. Мы построили БАМ, потом его умертвили. Создание этого пояса позволит возродить магистраль и использовать ресурсную базу северных территорий, которая лежит сегодня без отдачи. Раньше звучали лишь предложения по созданию пояса, сейчас проект довольно детально проработан. То же касается очень важного проекта по строительству Черемховского металлургического комбината. Сырье есть, трудовые ресурсы - тоже, нужно строить. Мне кажется, это проект ближайшего будущего. Немаловажно и развитие Братского комбината биотехнологий, потому что в государственном масштабе сегодня проводится политика создания инновационных предприятий.
К сожалению, не обсуждается сейчас освоение Ковыктинского газоконденсатного месторождения. На прошлом Байкальском форуме проект звучал, но воз и ныне там. По моему мнению, это необоснованное затягивание процесса, которое впоследствии станет ущербным для развития Приангарья и соседних регионов. То же касается и золоторудного месторождения Сухой Лог.
Но новая региональная власть не строит воздушных замков. Спектр проектов сегодня сужен, но он более конкретизирован и реален для исполнения. Таких холостых выстрелов, как Ковыкта или Сухой Лог, по идее, быть не должно.
- Кстати, а какова была исполнительность решений, принятых на конференциях в советское время?
- В те времена был жесткий контроль со стороны государства. Активно использовался административный ресурс, как бы мы это сейчас назвали. Например, приняли на конференции решение строить БАМ, тут же к этой задаче подключили органы партийной власти на местах. Поэтому исполнительность проектов тогда была на высоком уровне.
- Как вы считаете, чего сегодня не хватает для достижения "советской исполнительности"?
- Настойчивости местных властей, более глубокой проработки реализации инвестиционных проектов, а также активной работы с федеральными органами власти. Поэтому эффективность и результативность V Байкальского экономического форума будет напрямую зависеть от того, как впоследствии региональные власти используют административный, государственный и международный ресурсы. Сейчас такой период, когда властям нельзя делать холостых движений. Общество развивается довольно быстро, и отставать от него просто противопоказано.