03.09.2008, Газета Аргументы и факты в Восточной Сибири
Екатерина Вырупаева
Как известно, власть это не только аппарат управления, политико-социальное понятие или философская категория. Власть - прежде всего, люди, от компетентности и эффективности которых зависит авторитет государства, будущее страны и повседневная жизнь каждого из нас. "В сложном деле управления территорией, тем более такой крупной, как Приангарье, не может быть мелочей. Главное, нужно иметь кристальную честность" - уверен первый заместитель губернатора Иркутской области Сергей Сокол. Сегодня "правая рука" губернатора - гость нашей редакции.
- В Иркутскую область вы прибыли из Красноярска. Легко ли вам далось решение переехать в другой регион, чтобы приступить к новой работе?
- Каждое кардинальное изменение в жизни человека требует определённого осмысления и решимости. Этот переезд был осознанным, более того - работа именно в Иркутской области для меня очень интересна и привлекательна. С одной стороны, здесь проблематика, схожая с Красноярским краем (а этот регион мне хорошо знаком), а с другой - здесь я сам могу многому научиться. Иркутская область - такой же крупный, серьёзный регион, как Красноярский край, сопоставимый по запасам ресурсов. К тому же здесь есть Байкал - удивительное место. Этот природный объект, на мой взгляд, должен быть задействован в экономическом развитии области. Принять участие в работе над развитием региона для меня, безусловно, очень интересно.
- Если сравнивать с Красноярским краем, какие преимущества есть у Иркутской области?
- Как я уже говорил, эти регионы сопоставимы по ресурсам, но при этом Иркутская область имеет более компактную территорию. У Красноярского края, вытянутого на север, в Заполярье, основные природные ресурсы именно там, в малодоступной местности. У Иркутской области север, где вся минерально-сырьевая база, менее удалён. Это позволяет в более короткие сроки реализовать крупные инвестиционные проекты. Так что с этой точки зрения Иркутская область находится в более выгодном положении.
- Чем пришлось пожертвовать ради того, чтобы переехать в Иркутскую область?
- Только одним: тем, что я теперь реже вижусь с семьёй. Жена ко мне приезжает на каждые выходные, а вот ребёнка привозить так часто нельзя - маленький, год и 4 месяца всего. Так что часть моей души находится с семьёй, но Иркутск становится для меня родным городом. Подготовлю условия для переезда семьи - и всё сразу встанет на свои места.
О пользе "свежего" взгляда
- Тяжело было в эти четыре месяца?
- Не столько тяжело, сколько напряжённо.
- Наверное, ещё и потому, что к вам как к человеку из другого региона отнеслись настороженно, как к "варягу"?
- Знаете, я каждый раз куда-то на новое место работы приходил сначала, как "варяг", а потом становился своим. В 1997 году из Москвы в Норильск приехал, в 2002 году - в Красноярск из Норильска. Очень всё непросто было. Ведь отношения между Норильском и Красноярском тогда сложились, как между Москвой и Питером. Сейчас я из Красноярска переехал сюда, и здесь меня снова считают "варягом". Для меня привычно, этот вопрос вообще не беспокоит. Обычно боятся и не любят то, чего не знают. А когда начинаешь с людьми общаться, разговаривать и решать вопросы, они понимают, что ничего страшного нет. И есть даже какие-то плюсы в том, что человек пришёл со стороны: свежим взглядом может посмотреть на ситуацию и решить какие-то вопросы более эффективно. В Сибири, вообще, много людей, которые здесь не родились, а приехали из самых разных мест. Так что - все они "варяги"?
Откуда берётся досада
- Вы много ездите по области и, наверное, видите какие-то вещи, которые вас шокируют, удивляют. Например, низкий уровень жизни в глубинке?
- Ну, я много всего видел. Когда работал генеральным директором "Норильскгазпрома", много поездил по Таймыру. Как депутат от округа, где большинство - коренные жители Крайнего Севера, бывал во многих стойбищах, попадал в самые разные ситуации. Так что в Иркутской области я ничем не шокирован. Но когда видишь безнадёжную, безрадостную картину там, где есть все условия для развития, где люди могли бы жить лучше, если бы взялись и сделали, - вот в этом случае появляется удивление, смешанное с досадой. Всё это, конечно, не радует, но зато стимулирует к работе, к новым идеям, чтобы вместе с главами муниципалитетов активно работать над исправлением сложившейся ситуации.
- Прежняя губернаторская команда решительно бралась за крупные проекты. У Игоря Есиповского более осторожный подход. Почему? Сейчас ведь мода на дерзкие, амбициозные проекты.
- Прежде чем предлагать какие-то новые идеи, нужно понять, какие из них действительно полезны для области. Мы не должны заниматься виртуальными прожектами. Каждый проект должен иметь серьёзный позитивный экономический эффект для региона.
Часть проектов, к реализации которых мы приступили, будет представлена на БЭФе. Но выставить как можно больше всего на форум для нас не самоцель - мы хотим понять, где реальные точки роста. Поэтому очень тщательно подходим к новым проектам, рассчитываем, какую пользу они принесут области, как отразятся на бюджете, формирование которого - одна из важнейших сфер деятельности для нас.
Жёсткий подход
- Как идёт формирование новой команды областной исполнительной власти? Что радует? С какими проблемами столкнулись за время пребывания на новом посту?
- Игорь Есиповский требовательно и жёстко подходит к подбору кадров. Уже выяснилось, что у нас много действительно талантливых и эффективных людей, которые были по каким-то причинам не востребованы. В такой ситуации есть смысл ориентироваться на дела - смотреть на то, кто как работает. Естественно, в одну минуту сформировать дееспособную команду нового главы региона нельзя. Но цель ясна: в команде останутся только те, кто будет честно и эффективно работать.
В Москву не тянет
- Расскажите о себе - о своей семье, родителях, о главных событиях в жизни.
- Родился в Севастополе. Отец работал в Министерстве иностранных дел, был дипломатом. Мне было совсем мало лет, когда вместе с родителями уехал в Колумбию.
Три года провели там, затем вернулись в Москву. До 5 класса проучился в столице, в испанской школе. Затем переехал с родителями на Кубу, окончил школу. Снова вернулся в Москву, поступил в МГИМО, после его окончания уехал в посольство в Эквадор. А когда вернулся обратно в Россию, это была уже другая страна - грянула перестройка и всё изменилось. Не хотелось бросать дипломатическую службу - мне эта работа очень нравилась, но было ясно, что ситуация поменялась. И так сложилась жизнь, что я попал в Норильск. Это было с моей стороны достаточно серьёзное решение, требующее самообладания. Из Москвы в Норильск - очень крутой поворот. В 26 лет стал директором "Норильскгазпрома". Но я рад, что так случилось. Теперь жалею тех, кто не мыслит себя вне Москвы. Поездив по Сибири, посмотрев на эту мощь, этот промышленный потенциал, понимаю - это дорогого стоит, и мне повезло, что я всё это увидел. Так что в Москву совершенно не тянет - мне в Сибири очень комфортно и интересно.
Бороться нужно до конца
- Кого считаете своими учителями, наставниками, кто для вас - безусловный авторитет в вопросах профессиональной деятельности?
- Прежде всего, это мой отец, который многому меня научил. К сожалению, я не сразу осознавал, что мне это во благо. Сейчас понимаю, как он был прав. Вообще, есть немало людей, которых я глубоко уважаю, которым благодарен за помощь и поддержку. Я с огромным удовольствием общаюсь с любым умным человеком - потому что у каждого есть, чему поучиться. Вообще, большое счастье моей работы - в том, что есть возможность встречаться и общаться с людьми-легендами. Юрий Абрамович Ножиков, с которым я познакомился не так давно, произвёл на меня потрясающее впечатление. Я не заметил, как пролетело время в общении с этим человеком.
Разговор с ним - будто чтение хорошей интересной книги, только читать - это не так интересно, как общаться.
- Как вы любите отдыхать? Ваше хобби?
- Раньше на выходные мы с женой ездили на Красноярское море. Там у меня есть лодка, и лето мы в основном проводили в этих местах. Зимой периодически катаюсь на сноуборде. А здесь пока ещё не понял, как буду отдыхать - не до того. Для Байкала, наверное, моя лодка не годится.
- Доводилось попадать в какие-то серьёзные переделки, рисковать жизнью?
- Бывало всякое. И на лодке в шторм попадал, и на Крайнем Севере, когда на снегоходе поехал один прогуляться, чуть не замёрз, когда перевернулся и слетел с колеи. Бывали и другие моменты, в которых я понял одно: бороться нужно до победного конца, складывать "лапки" нельзя ни в коем случае.
- Вы новый человек в Иркутской области. А свежим глазом порой можно увидеть то, что не видно остальным. Скажите, что стоило бы сделать в Иркутской области, чтобы из ситуации застоя перейти к прорыву?
- Нужно перестать ждать помощи от кого-то и следует начать работать здесь и сейчас. Чистые подъезды, аккуратные безопасные улицы, хорошие дороги, налоги, выплаченные в срок и в полном объёме, зарплата не в конвертах, а "по-белому" - всё это реально сделать и без вмешательства федеральной власти. Это всё в наших силах. А ещё необходимо повысить авторитет власти. И дело не в харизматичности - уважать её должны за повседневные дела, за каждодневную работу. Собственно, мы для этого и пришли, и будем работать на эту цель. На то мы и "государевы" люди.