Ру  En

 



 

Владимир Тихонов: «Тальцы - дело моей жизни»

06.08.2008 Газета «Аргументы и факты в Восточной Сибири»

Алёна Сабирова

Звоню директору музея "Тальцы" Владимиру Тихонову договариваться об интервью. Внутренне настраиваюсь уговаривать, убеждать, просить выделить мне час в его плотном рабочем графике. В ответ слышу: "Приходи сегодня после пяти вечера, чаю выпьем, заодно и побеседуем. А то завтра не смогу пообщаться - приезжает съёмочная группа телеканала "Культура", будут фильм о нас делать".

Кстати, особенность Владимира Викторовича: он рассказывает не о себе, а о музее, причём говорит всегда не "я", а "мы". "Мы планируем", "мы готовим", "мы делаем". Но в начале беседы оговаривается: "Не надо меня полностью отождествлять с музеем. У нас работает дружный талантливый коллектив, моя же задача - лишь его направлять".

Владимир Тихонов - коренной иркутянин, причём не в одном поколении.

Отец его с семьей проживал на улице Урицкого, бывшей Пестерёвской, на месте, где сейчас стоит Дом быта. Молодость будущего директора музея прошла в старом купеческом доме. Может быть, поэтому всё, что касается сохранения старины, для Тихонова так дорого и важно.

- Когда вы поняли, что делом жизни может стать музей?

- Далеко не сразу. Вначале я избрал профессию сейсмолога. Занимался инженерной сейсмологией, был на БАМе, работал в Академии наук. Но с началом перестройки сейсмология стала разваливаться. Пришлось серьёзно поменять свою жизнь. Из многих предложений о работе выбрал "Тальцы", которые тогда являлись филиалом краеведческого музея. Правда, вначале я от предложения отказался, потому что состояние "Тальцов" произвело на меня удручающее впечатление - три усадьбы и башня острога, всё в упадочном виде. Это был конец 1992 года.

Потом что-то в душе шевельнулось. Я подумал, что это интересная работа, ведь фактически предстояло строительство нового музея. И принял предложение возглавить. С того момента началась моя беспокойная жизнь.

- С чего вы начали как руководитель?

- Первым делом пришлось поменять коллектив. Сейчас с нами работает три человека из прежнего штата. Остались те, кто действительно увлечён музейным делом, а случайные люди ушли.

- Как получилось, что из филиала "Тальцы" превратились в самостоятельный музей?

- Когда мы имели статус филиала краеведческого музея, во многом были не самостоятельны. В частности, мы лишались тех доходов, которые сами же зарабатывали. В начале 90-х годов у нашего музея не было ни своего транспорта, ни электричества (разве что в одном-единственном домике), ни нормальных дорог. Но посетитель к нам шёл. Работало четыре экспозиции, всё за счёт мастерства экскурсоводов. Судите сами: в трёх усадьбах они умудрялись удерживать внимание посетителей аж полтора часа! Используя советскую идеологию, придумали такой ход экскурсионного процесса: усадьбу конца 18 века назвали "усадьбой бедняка", усадьбу середины 19 века - середняка, а конца 19 века (усадьбу Прокопьева) - домом богатого крестьянина. Хотя на самом деле каждая из них является примером хозяйства средней руки для своего времени. Но редкие экскурсанты знали об этом.

Если помните, в перестройку зарплата выплачивалась плохо, надо было что-то предпринимать, на государство надежды не оставалось. Тогда мы разработали специальные документы-положения, открыли счёт в банке и начали понемножку зарабатывать деньги.

Руководству краеведческого музея это не понравилось, в конце 1993 года оно наш счёт закрыло и деньги употребило по собственному усмотрению. Я был очень возмущён, пришёл в Комитет по культуре и заявил о своём уходе. Но руководитель комитета Владимир Михайлович Лапенков посоветовал потерпеть до января, пообещав, что музей "Тальцы" станет самостоятельным.

Высший балл от скансенологов

- То есть с 1994 года вы в "свободном плавании"?

- Да, мы превратились в самостоятельное учреждение, которое за прошедшие годы изменилось в лучшую сторону. С 1999 года "Тальцы" стал методическим центром Сибири и Дальнего Востока по проблемам музеев под открытым небом. Сейчас здесь работает 17 экспозиций, 4 выставочных зала, а ещё трактир, качели, сувенирная лавка....

- Не будет преувеличением сказать, что наши "Тальцы" - самый лучший архитектурно-этнографический музей России?

- "Тальцы" входят в тройку лучших российских музеев под открытым небом. Кроме нас там Кижи (Карелия) и Малые Карелы (под Архангельском). Более того, скансенологи - специалисты по музеям под открытым небом - считают "Тальцы" наиболее грамотно строящимся музейным комплексом России. В целом же по стране подобных музеев 18, а в мире - более 4,5 тысячи.

- Раньше "Тальцы" работали лишь летом. Как давно перешли на круглогодичный режим и с чем это связано?

- С 2000 года мы работаем и зимой, перепрофилировались, многие экспозиции разместили в отапливаемых помещениях. Более того, последние два года зимний туристический поток составляет 52% от годового. Мы думали, почему так происходит? Всё просто: к нам едет наш, иркутский турист, которому в холодное время года негде культурно провести время. Клубы, рестораны, кино - выбор развлечений слишком ограничен. Вообще, турпоток достигает 150 тысяч человек в год. За счёт этого мы и экономически неплохо развиваемся - по прошлому году 36% расходов покрыли за счёт собственных доходов. Наш музей в 2007 году заработал столько, сколько все областные музеи вместе взятые.

"Мы обогнали Эрмитаж"

- Сейчас часто можно услышать разговоры о необходимости перевести музеи на самоокупаемость. Для вас ведь это не страшно? Готовы к этому?

- Я противник такой системы. Ведь главная задача музея - сохранение историко-культурного наследия. И это должно оплачивать государство, как, впрочем, и научные разработки. А вот культурно-просветительская деятельность, которой также занимается любой музей, может быть на самоокупаемости. И в этом направлении мы активно работаем. "Тальцы" входят в первую десятку музеев РФ по показателю экономической эффективности, были годы, когда мы даже опережали знаменитый Эрмитаж. Но год на год не приходится. Нынче нам выделили 4,5 миллиона рублей из бюджета на реставрацию. Если такими суммами оперировать, мы ещё сто лет будем строиться. При таком раскладе через 20 лет нам сохранять нечего будет - сами себя изживём.

- Владимир Викторович, много говорилось об идее перенести часть деревянных домов из Иркутска в "Тальцы" для сохранения, что-то уже делается в этом направлении?

- Сохранение наследия основывается на том, что объекты культуры должны оставаться на историческом месте. И в Иркутске, если переносить дома, то не за пределы города, а с одной улицы на другую.

Концепция же музея "Тальцы" заключается в сохранении основных элементов культур этносов и этнических групп, которые населяют Предбайкалье. Это и городская среда, и сельская. В Иркутске забираем только те здания, которые на 100% подлежат уничтожению. Но максимум мы можем принять 30-40 домов, с их помощью планируется воссоздать городскую историко-культурную зону.

Мы уже отвели 16 га земли на противоположной от "Тальцов" стороне Байкальского тракта. Там будет 3-4 квартала старого деревянного Иркутска. Сейчас идёт изучение, какие здания перенесём к себе. Главная идея состоит в том, что у нас должны быть представлены различные объекты социально-бытового уклада. Например, постоялый двор, дома купцов разных гильдий, доходный дом, школа, церковь. Можно даже реконструировать знаменитые Амурские ворота. Городская зона будет работать весь год. Там будут гостиницы, сувенирные лавки, трактир.

- Очень затратный проект. Неужели удастся получить под него финансирование?

- Я надеюсь, эта зона будет создана на основе частно-государственного партнёрства. Правда, законодательная база в этом плане не разработана совершенно, может, в этом вопросе нам удастся стать первопроходцами. Если государство профинансирует прокладку коммунальной инфраструктуры, то воссоздание и реконструкцию памятников возьмёт на себя бизнес.

Хочется верить, что найдётся инвестор, с помощью которого нам удастся воссоздать знаменитый "горбатый дом", снесённый в Иркутске в 60-х годах прошлого века. Остались фотографии и обмерочные чертежи, по этим данным наши архитекторы смогут восстановить уникальное здание.

Гвоздь на память о БЭФе

- Это всё проекты будущего, а чем живёт музей сейчас?

- Впервые за 27 лет проведён капитальный ремонт, который завершится в нынешнем году. Немного в стороне от основной экспозиции строится новая зона - Трактовая. Два её объекта полностью отреставрированы, реконструируется третий, в будущем году будет сдан и четвёртый. Сейчас посетители музея входят через Ангаро-Илимскую зону и через неё же и выходят, а в скором времени (но всё зависит от финансирования: если средства будут поступать как сейчас, - то лет через 20, а при нормальном раскладе - через 5 лет) станут выходить через Трактовую Чтоб оценить объёмы строительства, скажу, что по наполняемости Трактовая зона будет столь же масштабной, что и действующая Ангаро-Илимская. Там расположатся постоялые дворы, кабаки и даже пересыльная тюрьма.

Параллельно идёт разработка бурятской этнической зоны, ведутся исследования по переселенческой зоне. В Казачинско-Ленском районе мы хотим открыть филиал музея под названием Ленская деревня. И тогда, если всё сложится хорошо, в Иркутской области появится третий музей под открытым небом. В этом случае наш регион выйдет на первое место в России по числу таких уникальных комплексов.

- Музей стал традиционной площадкой, на которой разворачивается культурная программа Байкальского экономического форума. Что планируется на этот раз? Как вообще БЭФ повлиял на жизнь "Тальцов"?

- Положительно. Первый форум в 2000 году достался нам очень тяжело. Но в то время была очень большая поддержка от областной администрации, в частности от Сергея Фатеевича Брилки. Когда он к нам приехал с ознакомительным визитом, увидел наши плохие дороги, ужасающий карьер на берегу Ангары, предложил из карьера сделать амфитеатр, а дороги привести в нормальный вид. И всё успели к форуму. Так от каждого форума нам что-то перепадает. Фактически живём от БЭФа к БЭФу. За 8 лет сформировалась традиция - на каждом форуме открывать новую экспозицию. В этом году готовим особый сюрприз - фестиваль кузнечного мастерства. Все желающие смогут облачиться в специальные одежды, кожаные фартуки, рукавицы и выковать гвоздь или подкову, чтобы увезти с собой на память.

- Удастся собрать такое количество инвентаря?

- Да, готовятся порядка 20 горнов и наковален. Этот фестиваль откроется 6 сентября, а 8 числа будет радовать гостей БЭФа.

Биографическая справка.

Владимир Тихонов родился в 1953 году в городе Иркутске. В 1975 году окончил Иркутский госуниверситет по специальности "инженер-геолог". В 1993 возглавил музей "Тальцы". В 2000 году закончил Восточно-Сибирскую академию культуры и искусства в городе Улан-Удэ по специальности "музеевед-историк". В 2004 году защитил кандидатскую диссертацию по теме "Особенности формирования архитектурно-этнографических комплексов Предбайкалья".

организаторы

   

 

оператор

стратегический партнёр

генеральный партнёр

  

партнёр

     

 

генеральный информационный партнёр

    

официальный информационный партнёр

         

информационный партнёр

                

 

ШТАБ БАЙКАЛЬСКОГО МЕЖДУНАРОДНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ФОРУМА:
664050, Россия, г. Иркутск, ул. Байкальская, 279 (здание Байкал Бизнес Центра).
Информационный центр: info@baikalforum.ru